Прогнозы большинства экспертов сбылись – Нобелевская премия по физике за 2013 год присуждена физикам-теоретикам Питеру Хиггсу и Франсуа Энглеру, чьи предсказания полувековой давности нашли блестящее подтверждение после открытия бозона Хиггса на Большом адронном коллайдере год назад
Премия присуждена «за теоретическое открытие механизма, которое внесло вклад в наше понимание происхождения массы элементарных частиц, и которое недавно было подтверждено открытием предсказанной фундаментальной частицы в экспериментах ATLAS и CMS на Большом адронном коллайдере в ЦЕРНе», говорится в заявлении Нобелевского комитета.
Современная физическая теория – Стандартная модель – во многом опирается на понятие симметрии, в частности, на симметрию между электромагнитным и слабым (которое «включается» на очень малых расстояниях между частицами) взаимодействием. Теория гласит, что электромагнитное и слабое взаимодействия являются двумя сторонами единого электрослабого взаимодействия.
Однако если бы между ними была бы полная симметрия, все элементарные частицы имели бы нулевые массы, как фотон. В реальности же массы частиц различаются в тысячи раз, а значит, симметрия должна нарушаться. В июне 1964 года Франсуа Энглер и Роберт Браут, а на два месяца позже них – Питер Хиггс – впервые предложили теоретическое описание механизма такого нарушения.
Согласно их предположению, пространство заполнено полем Хиггса с ненулевой энергией. Это поле мешает частицам ускоряться, но не мешает им равномерно двигаться – что мы и называем массой. Колебания самого этого поля, его кванты – это и есть бозоны Хиггса. Согласно современным представлениям, симметрия сохранялась первые 10^-11 секунды после Большого взрыва, но затем поле Хиггса нарушило ее, и у частиц появилась масса.
Открытие бозона Хиггса в экспериментах на Большом адронном коллайдере стало блестящим подтверждением правоты Питера Хиггса и его коллег.
Хотя практически никто из экспертов не сомневался, что Нобелевский комитет отдаст награду Хиггсу и его соавторам, академики заставили прессу и гостей церемонии понервничать: объявление лауреатов было задержано больше, чем на час.
В практике Нобелевских премий такая задержка последний раз была 18 лет назад. Эксперты высказывали самые разные предположения – некоторые полагали, что комитет не может дозвониться до Хиггса, который, как известно, пренебрегает телефоном и компьютером. Другие считали, что сами академики не могут прийти к согласованному решению.
В Twitter тем временем появился хэштэг #FakeNobelDelayReasons, под которым пользователи стали высказывать самые экстравагантные предположения о причинах задержки – от вмешательства инопланетян, до сломавшейся кофе-машины, и угроз ЦЕРНа создать черную дыру.
Нобелевскому комитету, судя по всему, действительно не удалось дозвониться до Питера Хиггса. Второй лауреат Франсуа Энглер сказал, что «очень счастлив» получить Нобелевскую премию и обязательно поздравит своего коллегу.
Отвечая на вопрос о том, каково ему ощущать себя нобелевским лауреатом, Энглер отметил, что «как вы можете предположить, не сказать, что это неприятно». По его словам, он очень счастлив получить награду, но пока не знает, на что потратит призовые деньги.
Коллега Хиггса, Алан Уокер из университета Эдинбурга сообщил журналистам, что лауреат недавно перенес приступ бронхита и уехал отдохнуть, не взяв с собой телефон, чтобы не стать жертвой журналистов. Позже на сайте Эдинбургского университета появилось его заявление, в котором говорится, что ученый «потрясен этой наградой».
«Я бы также хотел поздравить всех, кто участвовал в открытии новой частицы, и поблагодарить мою семью, друзей и коллег за поддержку. Я надеюсь, что это признание фундаментальной науки поможет привлечь внимание к важности таких исследований», – говорится в заявлении Хиггса.
Другие физики теоретики, которые также внесли свой вклад в проработку «хиггсковского механизма», не в обиде на Нобелевский комитет. Британский физик Том Киббл напомнил журналистам, что он вместе с Джеральдом Гуральником и Карлом Хагеном действительно внесли вклад в эту работу.
«Но наша статья была, несомненно, последней из трех, опубликованных в Physical Review Letters в 1964 году, хотя мы, естественно, считаем свое описание наиболее полным, поэтому нет ничего удивительного, что Шведская академия не смогла включить нас», – сказал Киббл.
В минувшем году, сразу после открытия бозона Хиггса, многие ученые считали, что Нобелевской премии будут удостоены не теоретики, а экспериментаторы – научные группы, которые участвовали в открытии бозона Хиггса. Некоторые полагали, что Нобелевский комитет нарушит сложившуюся практику и даст награду всему многотысячному коллективу ученых, работавших на детекторах ATLAS и CMS Большого адронного коллайдера.
Однако академики нашли выход – они присудили премию теоретикам, но в официальной формулировке отметили роль экспериментов ЦЕРНа.
«Я очень доволен тем, как была присуждена премия… в официальной формулировке теория и экспериментальная практика фигурируют на равных правах», – сказал директор ЦЕРНа Рольф Хойер на пресс-конференции после объявления лауреатов.
По мнению Виктора Саврина, замдиректора НИИ ядерной физики МГУ и одного из участников экспериментов на БАКе, коллайдер фактически «подарил» Нобелевскую премию Хиггсу и Энглеру.
«Если бы не обнаружили (бозон Хиггса), то хотя их теоретическая работа была сделана на высоком уровне, без экспериментального подтверждения премию бы не дали. Экспериментаторы преподнесли большой подарок человечеству, и лично Хиггсу», – сказал Саврин РИА Новости.
Источник: «РИА Новости»